А. М. ШЕЙНИН, канд. техн. наук, М. Я. ЯКОБСОН, инж. (Союздорнии), Морозостойкость дорожных бетонов с добавкой С-3 при сниженном содержании цемента

Цементобетонные покрытия автомобильных дорог и аэродромов эксплуатируются в суровых условиях совместного воздействия мороза и антигололедных реагентов. Для обеспечения гарантированной долговечности к бетонам дорожных и аэродромных покрытий предъявляются высокие требования по морозостойкости. Повышение морозостойкости бетона обусловлено комплексом структурных и технологических факторов, обеспечивающих снижение уровня внутренних разрушающих напряжений и повышение сопротивления нм бетона [1]. Уменьшению внутренних напряжений способствует формирование в структуре бетона минимальной открытой пористости и системы воздушных условно-замкнутых пор, увеличение толщины прослоек раствора и снижение концентрации крупного заполнителя, а также снижение толщины прослоек цементного камня до минимальной, обеспечивающей плотность структуры и оптимальные условия размещения условнозамкнутых пор. Сопротивление бетона внутренним напряжениям повышается с увеличением прочности бетона на растяжение.



Данные табл. 2 показывают, что открытая пористость в бетонах с добавкой С-З+СНВ на 20—25% ниже, чем в бетонах с добавкой ЛСТ+СНВ. Однако объем открытых пор, отнесенный к объему цементного камня, в бетонах с добавкой С-З+СНВ и ЛСТ+ +СНВ при данном В/Ц и коэффициенте раздвижки практически одинаков. Это свидетельствует о том, что изменение открытой пористости бетонов с изученными добавками определяется только изменением объема цементного камня. Характер открытой пористости определяется значениями В/Ц и г.

Испытания бетона на морозостойкость проводили на базе 200 циклов по методике ГОСТ 10060—76 для бетона дорожных и аэродромных покрытий с насыщением и оттаиванием образцов в 5%-ном растворе хлорида натрия (рис. 2). Стойкость к шелушению поверхности бетона при замораживании и оттаивании в 5%-мом растворе хлорида натрия (рис. 3) оценивали по методике Союздориши на базе 3%-ной потери массы. Кроме того, определяли морозостойкость замораживанием при —50°С и оттаиванием в 5%-ном растворе хлорида натрия (табл. 3). Результаты испытаний подтверждают зависимость морозостойкости бетона от его структуры, определяемой изученными факторами.

Бетоны с добавкой С-З + СНВ на цементе Старооскольского завода характеризуются морозостойкостью не менее 200 циклов п,ри В/Ц =5 0,40, хотя абсолютные значения коэффициента морозостойкости этих бетонов несколько ниже, чем для бетонов с СДБ+СНВ при более высоком содержании цемента и цементного камня (см. рис. 2). При В/Ц=0,45 бетоны с добавкой С-3+СНВ в отличие от бетонов с добавкой СДБ+СНВ не выдержали 200 циклов испытания. Это связано со сниженным содержанием цемента и цементного камня, обусловливающим, в частности, «оптимальное размещение воздушных пузырьков в тонких прослойках цементного камня и снижение их защитной способности.




При изучении морозостойкости бетонов с добавкой С-З+СНВ (составы 9... 16) с различной долей песка в смеси заполнителей и, следовательно, с различными коэффициентами раздвижки было установлено, что при В/Ц= = 0,32 стойкость поверхности бетона к шелушению повышается с увеличением

Бетон и железобетон, 1987