Б. А. БРОМБЕРГ, инж., Н. В. ФИЛИМОНОВА, канд. техн. наук (АО Спецстройбетон), Производство изделий из песчаного бетона

Завод ЖБИ № 17, на базе которого создано АО Спецстройбетон, начал свою деятельность еще в 20-е годы. Одним из важных этапов в истории развития предприятия явилось создание первого в стране промышленного комплекса по выпуску дорожных изделий из песчаного бетона.

Долгое время остро стояла проблема обеспечения долговечности дорожных изделий, подвергающихся в процессе эксплуатации неблагоприятным воздействиям. Непосредственный контакт с грунтом и, как следствие, попеременные замораживания и оттаивания, использование солей для снятия обледенения с дорожных покрытий, интенсивные абразивные нагрузки, значительные реактивные изгибающие воздействия требуют от применяемых материалов высокой морозостойкости, водонепроницаемости, трещиностойкости, устойчивости к истиранию. Это вызвало необходимость создания материала, близкого по физико-механическим свойствам к естественному камню.

Известно, что из-за высокой однородности и мелкозернистости песчаные бетоны обладают повышенной прочностью при изгибе, водонепроницаемостью и морозостойкостью. Вместе с тем цементно-песчаные смеси имеют некоторые особенности, обусловленные их структурой, для которой характерны высокое содержание цементного камня, отсутствие жесткого каменного скелета, повышенные пористость и удельная поверхность твердой фазы. Вследствие этого при В/Ц, близких к 0,4 и выше, песчаные бетоны, как правило, имеют прочность ниже, чем обычные. При необходимости получить плотные и прочные песчаные бетоны эффективны сверхжесткие (выше 120 с) цементно-песчаные смеси, приготовленные в смесителях принудительного действия, уплотненные интенсивным способом с тепловлажностной обработкой по режимам, исключающим нарушение структуры свежеотфор- мованных изделий.

Эти теоретические предпосылки были положены в основу нового технологического процесса — изготовления дорожных изделий из песчаного бетона.

Технологический комплекс, включающий автоматизированные конвейерные линии по производству бортового и газонного камня, а также различных модификаций тротуарной плитки, был введен в эксплуатацию в 1972 г. и завод ЖБИ № 17 стал основным поставщиком этих изделий для Москвы и области. В связи с тем, что технология вибропрессования практически не имела аналогов, в процессе внедрения новых линий было решено множество технических проблем, не предусмотренных на стадии проектирования.

Автоматизированные линии представляют собой комплекс оборудования, связанного между собой функционально в соответствии с технологическим процессом, который предусматривает полный цикл операций от приема бетонной смеси до контейнеризации готовых изделий. Основными механизмами линии являются вибропресс-автомат, перекладчик, конвейеры предварительной к окончательной термообработки.

Вибропресс-автомат — это основной агрегат линии, задающий ее производительность. В связи с этим большое значение имеют гарантии стабильности его работы и возможность регулирования технологических параметров, определяющих качество выпускаемой продукции.

Специалистами завода ЖБИ № 17 совместно с СКТБ Мин- промстройматериалов и

МНИПТИ Стройиндустрия было найдено оптимальное решение работы вибропресса на контактно-релейной схеме, благодаря которой команды на выполнение каждой технологической операции стали подаваться на индивидуальные приводы виброплощадки, пуансона и мерного ящика. Такая схема значительно упростила кинематику вибропресса, позволила максимально уменьшить холостые ходы механизма, сократить простои из-за поломок.

Предусмотренный модернизацией перевод формующих органов (виброплощадки, матрицы, поддона, пуансона) на пневмопривод позволил производить плавную и точную регулировку давления при формовании изделий, а также улучшил процесс вибрации.

Проектным решением не обеспечивалось равномерное распределение смеси на оба одновременно формуемых изделия, отчего они имели разные высоту и степень уплотнения. Для устранения этого дефекта был внедрен доталкиватель в виде стальной пластины, захватывающей бетонную массу и равномерно распределяющей ее в формующие ячейки матрицы.

Другим механизмом линии по производству бортового камня, подвергнутым модернизации, явился перекладчик, одновременно снимающий четыре изделия с поддонов конвейера предварительной термообработки и штабелирующий их на конвертере окончательной термообработки. В результате модернизации повысилась надежность работы перекладчика, .увеличилась скорость его перемещения.

Благодаря совместной работе завода ЖБИ № 17 и СКТБ возникло новое решение конструкции конвейера, которое позволило полностью автоматизировать процесс производства бортового камня, что сократило время холостых операций, цикл формования, резко повысило производительность линий.

Однако ныне действующий технологический комплекс не удовлетворяет современным требованиям. К серьезным недостаткам действующих линий можно отнести отсутствие возможности оперативной переналадки и замены формующих узлов, низкую износостойкость материалов, используемых в зонах интенсивных эксплуатационных нагрузок, малую, по сравнению с европейскими аналогами, скорость перемещения рабочих органов машин, большое количество отходов и связанный с этим перерасход сырьевых материалов.

Новая социально-экономическая ситуация в стране требует учитывать постоянно изменяющийся потребительский спрос, расширять ассортимент и улучшать качество продукции.

Переход к самостоятельной финансовой и хозяйственной деятельности делает актуальным поиск путей перехода к более экономичным, высокопроизводительным технологиям, обеспечивающим высокий уровень рентабельности производства. Вместе с тем в настоящее время основное направление научно- технических разработок в области производства песчаного бетона сконцентрировано на проблемах развития и внедрения компактных производственных комплексов, доступных к внедрению на малых предприятиях, в сельскохозяйственных структурах и небольших фирмах, специализирующихся на выпуске стройматериалов.

Не отрицая актуальности такого подхода к делу, приходит- ся констатировать, что технический прогресс в области развития крупномасштабных, высокопроизводительных производств песчаного бетона практически приостановлен. Переориентация научно-технической мысли и организации производства технологического оборудования и комплектующих деталей преимущественно в одном направлении создала серьезные проблемы для действующих производств.

На сегодня в Москве и области практически отсутствуют организации, способные оказать конкретную производственнотехническую помощь в обеспечении запчастями и модернизации действующего оборудования. В сложившейся ситуации АО Спецстройбетон изыскивает пути выхода из положения.

Расширение деловых контактов с западными фирмами, хорошо зарекомендовавшими себя на мировом рынке, открывает широкие возможности для организации производства, способного обеспечить потребности строительных организаций Москвы и частных лиц, а также инофирм, разворачивающих свою деятельность в Москве и области, высококачественными стройматериалами широкой номенклатуры.

Для привлечения финансовых средств в безусловно необходимое технически высокоорганизованное производство изделий из песчаного бетона АО Спецстройбетон делает конкретные шаги в налаживании связей с перспективными коммерческими структурами России.

Так, деловой альянс АО Спецстройбетон с фирмой ЛЛД, целью которого является закупка технологического оборудования для двух линий по производству тротуарной плитки, бортового камня и стеновых материалов из песчаного бетона у известной итальянской фирмы Розакометта, должен способствовать подъему отечественной стройиндустрии на уровень мировых достижений технического прогресса.

Бетон и железобетон, 1993