ИНТЕРЕСНАЯ МОНОГРАФИЯ

В 1992 г. в США вышла из печати монография проф. Бена Гервика Строительство из предварительно напряженных железобетонных конструкций. Эта книга объемом 590 стр. представляет собой переработанное и существенно дополненное первое издание автора, которое ранее было переведено и опубликовано в б. СССР.

Бен Гервик уже давно плодотворно работает в области предварительно напряженного железобетона. Он руководил фирмой по производству таких конструкций, много лет занимал руководящие должности в Международной федерации по предварительно напряженному железобетону (ФИП), в том числе избирался президентом федерации, работал профессором Калифорнийского университета, успешно выступает в качестве консультанта при строительстве крупных сооружений в различных странах. Практическая деятельность такого масштаба позволила автору получить обширный материал и обобщить широкий комплекс вопросов по производству и применению в строительстве огромной номенклатуры предварительно напряженных конструкций, начиная со сборных элементов для гражданских зданий и кончая исполинскими железобетонными морскими платформами для добычи нефти. При этом, естественно, значительное внимание уделено строительной практике- США.

Книга состоит из двух частей; первая из них посвящена материалам и технологии производства конструкций. В девяти главах этой части изложены сведения об исходных материалах, напрягающих системах, специальных вопросах технологии, долговечности, особенностях натяжения арматуры на бетон изготовляемой конструкции и на упоры стендов, надежности, архитектурных изделиях.

Уделено внимание высокопрочным бетонам на базе суперпластификаторов и микрокремнезема, защите от коррозии в различных условиях эксплуатации, контролю качества в процессе изготовления и возведения конструкций. Таким образом, охвачены все новые аспекты совершенствования предварительно напряженных конструкций, хотя иногда и несколько конспективно. Например, бегло изложены вопросы применения напрягающих цементов, электротермического натяжения арматуры. Объяснить это можно тем, что наш богатый опыт по данным вопросам, к сожалению, не получил широкого распространения в других странах.

Наибольший интерес представляет вторая часть монографии, в которой изложены сведения о применении предварительно напряженного железобетона в различных областях строительства. Описание конструктивных решений, как правило, хорошо увязывается с технологией производства работ.

Первая глава этой части книги посвящена сборным предварительно напряженным конструкциям зданий различного назначения: жилых, административных, промышленных, школьных, коммерческих, выставочных. Весьма подробно в специальной главе изложены вопросы изготовления и применения свай разного поперечного сечения (квадратных, круглых, швеллерных и др.) и различного назначения.

Меньший интерес для нас представляет глава, посвященная предварительно напряженным конструкциям мостов, т. к. мировой опыт в этой области подробно освещался в отечественной технической литературе и на страницах журнала Бетон и железобетон.

Содержательны главы книги, посвященные конструкциям и сооружениям, связанным с морями и океанами. К ним относятся береговые и плавучие сооружения, морские стационарные платформы. Эти, для нас относительно новые, области строительства, представляют особый интерес в связи с предстоящим освоением полезных ископаемых на шельфах наших необъятных морских границ.

В книге приведены сведения о цилиндрических резервуарах для хранения нефтепродуктов и сжиженного газа, напорных емкостях для газа, защитных оболочках атомных электростанций, опорах линий электропередачи, железобетонных шпалах, напорных трубах и акведуках, покрытиях дорог и аэродромов, водонапорных и телевизионных башнях; приведены некоторые данные о применении предварительно напряженных конструкций в машиностроении.

Специальная глава посвящена возникновению и предотвращению различных трещин в процессе изготовления и возведения предварительно напряженных конструкций; приведены примеры защиты конструкций от коррозии.

В книге рассмотрены вопросы ремонта и усиления эксплуатируемых предварительно напряженных конструкций, а также особенности их разработки после использования.

Представляют интерес изложенные особенности применения предварительно напряженных конструкций в развивающихся странах, в том числе в странах с жарким климатом и в тропиках. Автор заканчивает монографию неординарными раздумьями о путях дальнейшего развития предварительно напряженного железобетона и об условиях, которые должны обеспечить успех в этом деле.

Бетон и железобетон, 1993 №11