Предварительный электропрогрев бетонных смесей

Сущность этого способа заключается в форсированном электроразогреве бетонной смеси непосредственно перед укладкой в опалубку, уплотнении ее в горячем состоянии и выдерживании по методу термоса или с дополнительным обогревом.
Электроразогрев смеси ведут током промышленной частоты и напряжением 380 В. Температура разогретых бетонных смесей на портландцементах колеблется от 70 до 95° С, время разогрева порции смеси 5—10 мин.
С повышением температуры бетонные смеси быстро загустевают, т. е. теряют свою подвижность. Для замедления процесса загустевания в них вводят пластифицирующие добавки: сульфитно-дрожжевую бражку (СДБ), винсол, мылонафт, абиетат натрия и др.
Для уменьшения теплопотерь электроразогрев бетонной смеси ведут в специально оборудованных бадьях или в автосамосвалах с последующей разгрузкой смеси непосредственно в опалубку. Бадьи для электроразогрева бетонной смеси представляют собой поворотные бункера с сегментными затворами и тремя пластинчатыми электродами, Электроды, закрепленные к корпусу бадьи через изоляторы, имеют по контактной шпильке для включения в электросеть. Емкость таких бадей колеблется от 0,5 до 2,0 м3. Количество бадей на объекте подбирают, исходя из сменного потока бетонной смеси, вида транспортных средств, типа крана и т. п.
На объекте вблизи места бетонирования оборудуют пост предварительного электроразогрева смеси горизонтально спланированную площадку или деревянный боек размером 6X6 м с сетчатым ограждением по периметру высотой 1,5—1,7 м. На площадке устанавливают бадьи для электроразогрева. Щит управления разогревом выносят за ограждение.
Бетонную смесь из транспортных средств разгружают в электроразогревные бадьи и равномерно распределяют между электродами, для чего кратковременно включают вибраторы на бадьях. Для уменьшения теплопотерь бадьи утепляют, а с наветренной стороны у поста разогрева ставят деревянные щиты.
Корпуса бадей с бетонной смесью заземляют и присоединяют к ним нулевые провода от питающей сети, затем подключают к сети электроды. Для контроля за температурой разогрева в бетонную смесь устанавливают термометры или термодатчики. После проверки надежности контактов обслуживающий персонал выходит за ограждение и на электроды подают напряжение. По достижении заданной температуры смеси напряжение отключают и бадьи со смесью подают к месту бетонирования.
Укладывать бетонную смесь нужно быстро и по возможности тродов, исключая касания ими кузова. После установки термометров или термодатчиков обслуживающий персонал должен выйти из опасной зоны и затем на электроды подают напряжение.
По окончании разогрева отключают ток, извлекают электроды, отключают заземление кузова и бетонную смесь разгружают в опалубку.
Уложенный разогретый бетон, имея значительный запас тепла, и выделяя экзотермическое тепло, может твердеть без дополнительного обогрева, т. е. выдерживаться методом термоса. Этот, метод при модуле поверхности конструкции не более 5 применяют, практически при любых морозах. Во время выдерживания бетона нужно систематически контролировать его температуру. В случае ее падения ниже расчетной температуры бетон дополнительно утепляют.
Для выдерживания конструкций с модулем поверхности от 5 до 12 можно применить способ термоса, если температура наружного воздуха не ниже —20 —25° С. При больших морозах бетон в таких конструкциях нужно дополнительно обогревать.
Метод предварительного электроразогрева бетонной смеси в настоящее время достаточно широко распространен благодаря ряду преимуществ. К ним относятся технологическая простота, небольшой расход электроэнергии (50—90 кВт-ч/м3), небольшая длительность тепловой обработки бетона, безопасность. Этот метод позволяет также увеличить дальность транспортирования бетонных смесей.
Виброуплотнение горячей бетонной смеси повышает качество бетона, так как при этом исключается его тепловое расширение.