Прогрев бетона

После установки и подключения пульта управления разматывают соединительные кабели, расположенные в корпусе пульта; штепсельные разъемы подключают по всем щитам опалубки, электрическим матам и датчикам температуры. Затем устанавливают и подключают к пульту сигнальные фонари. При включении рубильника напряжение подается одновременно на силовые и сигнальные цепи пульта. Наличие напряжения во всех трех фазах контролируется по сигнальным лампам, напряжение сети — по вольтметру, установленному на приборной шкале пульта.
Предусмотрены сигнальные указатели заземления. Пускают установку нажатием кнопки управления, установленной на пульте. С помощью переключателей к программному электронному регулятору температуры подключают ее датчики, установленные в щитах и под электрическими матами. Температуру в каждом щите проверяют переключением дацшков, режим прогрева бетона автоматически регулируется по наиболее характерной точке опалубки.
При перегреве отдельных щитов подача энергии автоматически отключается, при этом по показанию сигнальных ламп оператор определяет номера щитов, отключенных в данное время. В случае необходимости можно проверить температурный режим прогрева этих щитов и скорректировать режим их работы. При увеличении мощности или пробое изоляции отдельных щитов питание их автоматически отключается и включаются мигающие аварийные сигналы.
По окончании прогрева бетона по заданному режиму загораются специальные сигнальные лампы и установка отключается. Нужно отключить также вводный рубильник.
При прогреве бетона в переставных опалубках при достаточной их жесткости и оптимальной конструкции греющей полости, исключающей перепады температур, возможны любые режимы прогрева, в том числе жесткие.
Для снижения теплопотерь и создания равномерного температурного поля необходимо утеплить все торцы и открытые поверхности, а также опалубку «маяков». Для интенсификации процесса нагрева, снижения температурных перепадов, напряжений и деформаций бетона целесообразно применять способ двустороннего прогрева стен и перекрытий. Укладывать бетонную смесь целесообразно в предварительно подогретую опалубку. Предварительное нагревание опалубки позволяет сократить сроки прогрева, снизить деформации бетона и формы, отогреть арматуру, снять наледи и повысить температуру основания (старого бетона). Такое нагревание ведут при отключенных программных регуляторах температуры.
Перед началом укладки бетонной смеси в нагретую форму нужно проверить температуру всех щитов опалубки. Для исключения возможного перегрева отдельных слоев бетона температуру необходимо выравнять, для чего опалубку или часть щитов отключают.
В процессе бетонирования опалубка должна быть отключена. При поступлении бетонной смеси с неодинаковой температурой или неравномерными теплопотерями при укладке прогрев вначале ведут при ручном регулировании. Контроль температуры по всем щитам нужно вести особенно тщательно. Только после выравнивания температур включают автоматический режим прогрева.
Для интенсификации прогрева, снижения установочной мощности и расхода электроэнергии рекомендуется применять предварительно разогретую бетонную смесь. При укладке разогретой смеси в стены ее температура не должна превышать 50—60° С. При большей температуре влага интенсивно испаряется и подвижность смеси значительно уменьшается, что затрудняет укладку смеси, особенно в тонкостенные армированные конструкции стен. Для бетонирования перекрытий следует применять более горячие смеси. При укладке горячих смесей нужно особенно тщательно вести температурный контроль, чтобы не допустить неравномерных температурных перепадов. Укладывают смесь в перекрытие полосами и немедленно укрывают их теплоизоляционными материалами. При укладке горячих смесей перед включением прогрева бетон выдерживают для распределения температур и снятия температурных напряжений. Прогрев бетона нужно начинать осторожно, подключая вручную части щитов и постоянно контролируя температуру всех поверхностей.
Выбор режима прогрева определяется экономической целесообразностью и необходимой скоростью бетонирования монолитных конструкций.
Несмотря на целый ряд преимуществ применения термоактивной опалубки с электрическими нагревателями, при этом способе необходимо иметь на площадке значительные электрические мощности. Ввиду этого большое значение имеет выбор режимов прогрева бетона, а также оптимальной величины захватки, что нужно учитывать при назначении в проектах сроков строительства и темпа оборачиваемости опалубки. По соображениям экономии электроэнергии и с целью сокращения общего цикла термообработки и увеличения оборачиваемости опалубки наиболее выгодны режимы прогрева бетона с быстрым подъемом температуры. Однако для таких режимов требуется большая установочная мощность.
Оптимальным режимом, удовлетворяющим необходимым темпам строительства при относительно невысокой установочной мощности, является прогрев бетона при 80° С с временем подъема температуры 5 ч. Общее время прогрева для достижения 70—80% прочности бетона составляет 13—15 ч в зависимости от условий прогрева и начальной температуры бетонной смеси.
Прогрев бетона при 60° С позволяет значительно снизить установочную электрическую мощность (примерно в 1,5 раза); однако длительность прогрева увеличивается более чем в 1,5 раза, достигая 20—23 ч. При прогреве бетона при 90° С значительно увеличиваются расход электроэнергии и установочная мощность при незначительном сокращении общего времени прогрева В случае нагрева бетона до 80° С более 5 ч увеличиваются расход электроэнергии, продолжительность прогрева, но можно снизить установочную мощность.
'При отсутствии необходимых электрических мощностей время нагревания бетона до 80° С можно увеличить до 10 ч с увеличением расхода электроэнергии. Целесообразно применять также теплые и горячие смеси, предварительно нагревать опалубку, использовать быстротвердеющие цементы, добавки и другие способы ускорения твердения бетона.
Понизить расход электроэнергии при недостаточных мощностях можно применением температур прогрева порядка 60° С.
Бетонирование монолитных конструкций и последующий прогрев бетона следует планировать в смены, когда не работают основные механизмы — потребители электрической мощности (краны, бетономешалки и др.). Для термообработки бетона в ночную смену на площадке дежурят оператор прогрева, электрик, слесарь и работники лаборатории.
В летнее время можно не прогревать стены, но прогрев перекрытий целесообразен и в этом случае для ускорения строительства и повышения оборачиваемости опалубки. При прогреве только бетона перекрытий необходимо учитывать дополнительные потери тепла в бетон стен и связанную с ними неравномерность температурного поля. В этом случае следует назначать более мягкие режимы прогрева с медленным подъемом температуры и невысокими температурами прогрева. Особенно тщательно нужно вести контроль температуры, в том числе в теле бетона.
Для ускорения твердения бетона перекрытий целесообразно применять безобогревиые методы ускорения твердения: вводить добавки, использовать цементы БТЦ и ОБТЦ. При бетонировании стен и перекрытий в одном цикле разновременность твердения контактирующего бетона может вызвать сверхдопустимые напряжения и трещины а местах контакта.