Хранение цемента

Цемент от мельниц или из сепаратора подают механическим или пневматическим способом в цементные силосы. Силос представляет собой железобетонную (реже металлическую) емкость на 2500—4000 т цемента каждая.
Общая емкость силосов должна соответствовать не менее чем 10-суточной производительности цеха помола. Такая емкость силосов необходима не только на случай нарушения отгрузки цемента, но требуется для охлаждения цемента и его магазинирования (вылеживания). В процессе магазинирования содержащаяся в цементе свободная известь гасится влагой из воздуха; этим обеспечивается получение цемента с равномерным изменением объема при твердении.
При механическом транспортировании цемента горизонтальное перемещение его осуществляется шнеками, а вертикальное — ковшовыми элеваторами. Сейчас этот способ транспортирования применяют редко, в основном на заводах небольшой мощности.
Наиболее распространенным видом транспорта является пневматический: перемещение цемента в горизонтальном направлении аэрожелобами, а в вертикальном — пневматическими насосами, подъемниками, аэролифтами.
Цемент подается из цеха помола аэрожелобом и поступает в приемный бункер пневматического насоса (или другого механизма вертикального транспортирования цемента). Сжатый воздух подводится к насосу по воздуховоду. Цемент в виде аэросмеси транспортируется насосом по цементопроводу.
Для переключения подачи цемента в ответвляющийся цементопровод устанавливается двухходовой шибер с пневматическим дистанционным управлением. На верху силоса находится распределительный цементопровод, соединенный с питательным цементопроводом. Из него цементная аэросмесь через двухходовые шиберы поступает в патрубки, а затем в силос.
Скорость движения аэросмеси по трубам от 1,5 до 5 м/сек. При такой скорости цементные зерна удерживаются в воздушном потоке. Но при входе в силос скорость резко падает, и из аэросмеси выпадает цемент.
Воздух уходит из силоса в атмосферу, предварительно пройдя фильтр. Силосы соединяются между собой трубами, по которым воздух может переходить из одного силоса в другой и удаляться через один или сразу через несколько фильтров.
Разгружаются силосы пневматически. Для этого днище силоса устраивают с наклоном 4—5%, а 20—25% площади покрывают коробками с аэроплитами. В коробки нагнетается под давлением 2—3 ат предварительно охлажденный и обезвоженный воздух. В результате цемент насыщается воздухом и приобретает свойство жидкости, стекая в отверстие в центре днища. Аэрация силоса служит также для того, чтобы цемент не слеживался и охлаждался. Способы аэрации цемента в силосе могут применять те же, что для перемешивания сырьевой муки.
Разгружают силосы с помощью специальных разгружателей донных или боковых.
При помощи донного разгружателя цемент из силоса разгружают следующим образом. Цемент стекает в корпус через воронку, разгружается и попадает на аэроплиты, служащие верхней поверхностью корпуса пневматического рыхлителя. Сжатый воздух подводится в рыхлитель и в корпус. Цемент, находящийся на аэроплите, насыщается проходящим через нее воздухом и приобретает текучесть. Дальнейшее транспортирование легко подвижного цемента осуществляется сжатым воздухом, подаваемым в корпус, и цемент направляется к выпускной течке. Поток цемента можно регулировать и полностью выключать коническим клапаном. На воздуховоде перед подачей воздуха в корпус установлен воздушный фильтр, препятствующий выбиванию цемента из корпуса в воздуховод. Между воронкой и корпусом установлена шиберная задвижка для полного отключения подачи цемента из силоса в разгружатель.
Производительность донного разгружателя до 150 т/ч, расход воздуха составляет 1 м3 на 1 т цемента при давлении 2—3 ат.
Боковой разгружатель крепится на стенке цементного силоса стальной плитой, перекрьшающей разгрузочное отверстие в силосе. На плите смонтированы все детали разгружателя. Входное отверстие разгружателя перекрывается задвижкой с рукояткой. Сжатый воздух, поступая через аэроплитки, насыщает цемент, он приобретает текучесть и начинает вытекать через отверстие в разгрузочный патрубок. Поток вытекающего цемента регулируют коническим клапаном, закрепленным на шпинделе. С помощью маховика можно изменить положение клапана, контролируя его по шкале указателя на шпинделе.
Производительность бокового разгружателя до 150 т/ч при расходе 1 м3 сжатого воздуха давлением 2—3 ат на 1 г цемента.
Отгружают цемент в таре — бумажных мешках — или навалом, в специально оборудованном транспорте — цементовозах или контейнерах автомобильного, железнодорожного или водного транспорта со специальными разгрузочными устройствами.
Для отправки цемента в таре применяют 4—5-слойные мешки из натроноцеллюлозной бумаги (крафт-бумага), непромокаемой и выдерживающей температуру до 150° С. Упаковывают цемент в мешки механически, специальными автоматическими машинами производительностью от 25 до 120 т/ч. Если учесть, что в один мешок затаривается 50 кг цемента, то одна машина запаковывает за час от 500 до 2400 мешков.
Цементный завод каждую партию цемента, отправляемую потребителю, снабжает паспортом, в котором указывается: название цементного завода; номер паспорта и партии; год, месяц и число отправки цемента; вес партии; наименование и адрес получателя; номера вагонов и накладных; название цемента и его марка (на основе результатов текущего контроля производства); вид и количество гидравлической добавки в %; указания о соответствии цемента требованиям ГОСТ.