Жидкое топливо

Основными видами жидкого топлива служат продукты переработки нефти. Нефть представляет собой смесь парафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов. Присутствуют в нефти примеси кислородных, сернистых и азотистых соединений.
Зольность нефтяного топлива ничтожно мала (до 0,3%), незначительна и его влажность (2—3%;). Эти показатели жидкого топлива, а также отсутствие при его использовании сложных топливоподготовительных отделений, как для твердого топлива; высокая теплотворная способность и более простые способы управления процессом горения — вот те основные преимущества жидкого топлива по сравнению с твердым.
Однако стоимость жидкого топлива значительно выше стоимости угля. Кроме того, нефтяные продукты являются ценным сырьем для других отраслей народного хозяйства; поэтому в ближайшие годы намечается незначительное увеличение использования жидкого топлива в цементном производстве — всего на 2—3%.
В качестве жидкого топлива цементная промышленность применяет высокопарафинистые мазуты, представляющие собой по внешнему виду черно-бурую жидкость с зеленоватым оттенком. Мазут сжигают в печи в распыленном состоянии. В форсунки жидкий мазут нагнетают под давлением 20—25 ат.
Скорость сгорания капель мазута и величина теплоизлучения образующегося при этом факела пламени несколько ниже, чем у твердого топлива. В результате расход тепла на обжиг клинкера при использовании мазута оказывается повышенным. Однако более тонкое распыление уменьшает этот недостаток мазута.
Имеется опыт сжигания мазута в смеси с угольным порошком. Мазут и уголь подаются по отдельным форсункам, а при выходе из форсунки они смешиваются в топочном пространстве. При сгорании вместе с угольным порошком повышенного расхода мазута не происходит. Уголь в этом случае используется низких сортов.
Мазут при обычных условиях находится в застывшем нетекучем состоянии. Поэтому для транспортирования и подачи в печь его подогревают в специальных установках.