Транспортирующие механизмы помольных установок
Сырьевые материалы перемещают внутри цехов посредством механического и пневматического транспорта.
Транспортирующими механизмами механического транспорта служат: для сыпучих материалов транспортеры, элеваторы и шнеки, а для жидкого шлама — центробежные насосы. В качестве механизмов пневматического транспорта сыпучих материалов применяют пневматические винтовые насосы, камерные насосы, аэролифты, аэрожелоба, а для жидкого шлама — камерные шламовые насосы.
Шнек (винтовой конвейер) представляет собой герметический неподвижный металлический желоб, внутри которого находится вал с винтовой лопастью. При вращении вала винтовая лопасть непрерывно перемещает материал от загрузочного патрубка. Дойдя до разгрузочного патрубка, материал высыпается из желоба.
Шнеки снабжаются одним или несколькими разгрузочными патрубками в зависимости от количества мест разгрузки.
Регулируют место разгрузки, открывая шибер соответствующего патрубка и закрывая шиберы других. Привод шиберов патрубков — ручной или пневматический, дистанционный. Вращение валу передается от электродвигателя через редуктор. Вал желоба внутри кожуха подвешивается в подшипниках.
При движении материал энергично перелопачивается. Это позволяет использовать шнеки в качестве смесительного аппарата, например при увлажнении сырьевой муки.
Горизонтальное или с наклоном до 30° перемещение дробленых твердых сырьевых материалов и угля или клинкера производится также при помощи вибрационных транспортеров.
Вибротранспортер состоит из двухметровых секций в виде лотка или трубы. Движение материала в них происходит в результате сообщения каждой секции коротких толчков (ударов) в продольном направлении от специального вибромеханизма с числом ударов 1000 в минуту и более.
Отсутствие вращающихся частей является важнейшим достоинством вибротранспортера. Длина таких транспортеров неограничена, производительность их до 300 м3/ч. На них можно транспортировать материал с температурой до 500°С.
Шламовые центробежные насосы по принципу действия не отличаются от центробежных вентиляторов. При быстром вращении турбины (до 3000 об/мин), заключенной в корпусе, в нем создается разрежение и шлам засасывается по патрубку 2. Под действием турбины шлам приходит во вращение, приобретает большую центробежную силу и выбрасывается из корпуса по патрубку. Патрубки соединяются со шламопроводами.
При обслуживании шламовых насосов необходимо помнить, что шлам должен подводиться к насосу самотеком; на всасывающем и нагнетательном патрубках его должны быть установлены специальные шлам-задвижки. Шламовый насос должен быть оборудован манометрами и амперметром для измерения нагрузки электродвигателя. Для каждого насоса должны быть установлены нормальные и предельно допустимые величины этих нагрузок.
Перед пуском насоса необходимо проверить наличие масла в картере подшипника (до середины указательного стекла); осмотреть сальники и проверить вал насоса вручную, а также поставить ограждения на муфту. Лри наличии затвердевших осадков шлама насос следует промыть водой, для чего его подсоединяют к водопроводу.
Пускают насос при закрытых задвижках на всасывающем и нагнетательном трубопроводах. После пуска полностью открывают задвижку на всасывающем трубопроводе и постепенно открывают задвижку на нагнетательном трубопроводе до установленной номинальной нагрузки электродвигателя (по амперметру).
При остановке насоса закрывают задвижку на всасывающем трубопроводе, останавливают электродвигатель и закрывают задвижку на нагнетательном трубопроводе.