Асфальтовый бетон

Асфальтовый бетон — широко распространенная разновидность дорожного бетона, используемая также в аэродромном, гидротехническом, промышленном строительстве.
Требования к заполнителям в основном аналогичны вышеизложенным для дорожного цементного бетона, однако имеются и специфические, обусловленные свойствами асфальтового вяжущего вещества и технологией получения асфальтобетона.
Согласно ГОСТ 9128—84, требования к заполнителям для асфальтобетона зависят от его марок и типов. По качеству асфальтобетон делится на три марки: I, II, III. Наиболее высокие требования предъявляются к заполнителям для асфальтобетона марки I. Существует-также пять типов асфальтобетона: тип А — с содержанием крупного заполнителя до 65%, Б — до 50%, В — до 35%, Г и Д — без крупного заполнителя соответственно с дробленым и природным песком. Для повышения прочности и долговечности асфальтобетона, уменьшения его ползучести особое значение имеет сцепление вяжущего с поверхностью зерен заполнителя. В качестве крупного заполнителя применяют преимущественно щебень из плотных каменных пород, щебень из гравия и металлургического шлака. Использование недробленого гравия допускается в асфальтобетоне марок II, III типов Б и В.
Песок также предпочтителен дробленый, в том числе отходы дробления камня на щебень, однако больше используется природный.
Применение высокопрочного износостойкого щебня и дробленого песка обеспечивает необходимую шероховатость поверхности автомобильной дороги.
Стандартом нормируются зерновые составы заполнителей для асфальтобетона различных марок и типов, причем рекомендуются составы как непрерывные, так и прерывистые.
Зерен пластинчатой (лещадной) формы допускается для типа А до 15% по массе, Б —до 25%, В —до 35%, т. е. требования к качеству щебня (гравия) зависят от его содержания в бетоне. Аналогично дифференцированы и другие требования к заполнителям.
Из изверженных горных пород предпочтительны основные, поскольку кислые хуже сцепляются с битумом. Широко применяются осадочные карбонатные породы — известняки и доломиты. Они же преимущественно используются для получения минеральных порошков, составляющих в смеси с битумом асфальтовое вяжущее (вещество. Для получения минеральных порошков (в отличие от обычных заполнителей их называют наполнителями) используют «также металлургические основные шлаки, золы, пылевидные промышленные отходы.
Важнейшим условием прочности и долговечности асфальтобетона является сцепление битума с поверхностью песка. Поскольку пески преимущественно кварцевые, а адгезия битума к поверхности кварцевых зерен недостаточна, то была разработана активационная технология, сущность которой состоит в искусственной электризации песка (наведении поверхностного заряда) и напылении поверхностно-активных веществ катионного или анионного типа (в зависимости от знака заряда поверхности зерен песка). Адгезия битума к такому заполнителю резко увеличивается, что дает возможность эффективнее использовать в асфальтобетоне природные пески, а также кремнеземистые промышленные отходы, в частности отработанные формовочные смеси литейных производств. В связи с тем что асфальтобетон в покрытии уплотняется, как правило, тяжелыми катками, крупный заполнитель должен характеризоваться малой дробимостью при испытании в цилиндре. Вместе с тем имеется положительный опыт использования в асфальтобетоне таких сравнительно низкопрочных заполнителей, как известняки-ракушечники и искусственные керамические пористые материалы.